
Предложения по новой системе индексации обсуждаются совместно с Минэнерго и Минэкономразвития. Давайте разберёмся, какие последствия могут возникнуть из-за перераспределения тарифной нагрузки. Поможет RuNews24.ru разобраться в этом вопросе преподавателю РЭУ им. Плеханова Юлия Шайхразеева.
Инициатива Минэнерго по двухэтапному росту тарифов (10% в I и IV кварталах) может увеличить годовое повышение до 21% из-за эффекта сложных процентов. Формально это относится к промышленным потребителям, но последствия могут быть куда шире.
«Введение таких масштабных изменений в тарифах Газпрома может вызвать цепную реакцию во многих секторах экономики. Это решение потребует очень тщательной оценки, поскольку оно затрагивает не только сферу энергетики, но и другие сегменты рынка, включая социальную стабильность», — отмечает Юлия Шайхразеева.
Во-первых, рост стоимости газа неизбежно приведёт к удорожанию электроэнергии, вырабатываемой на газовых ТЭЦ. Это может стать важным фактором в условиях экономического замедления: в Q1 2025 рост ВВП сократился до 1,4-1,5%, ключевая ставка снижена до 20%, но остается высокой.
«Подорожание электроэнергии коснётся всех домохозяйств и предприятий. Такие цены могут не только ограничить возможности развития бизнеса, но и вызвать волну социального недовольства», — добавляет эксперт.
Во-вторых, увеличение тарифов приведёт к новому инфляционному импульсу. Рост затрат на сырьё усиливает влияние на общую инфляцию, которая уже в мае составила почти 10% годовых. Центральный Банк России предупреждает о рисках дальнейшего роста цен, особенно на продовольствие и энергию.
Отдельного внимания заслуживает внутренняя ситуация в Газпроме. В 2024 году компания понесла рекордные убытки — 1,076 трлн рублей по РСБУ. Без европейского рынка (экспорт сократился почти в три раза с 185 до 60 млрд м³), Газпром вынужден искать пути компенсации доходов. Повышение тарифов для промышленности представляется удобным решением, однако оно может привести к более глубоким последствиям для экономики.
Для отраслей, таких как металлургия, химия, цемент и стекло, где газ составляет 15-20% в структуре затрат, повышение цен может стать ударом по рентабельности и конкурентоспособности. Это может вызвать рост цен в промышленности и дальнейшее удорожание конечных товаров для потребителей.
Выбор, который предстоит сделать властям, не будет простым. Он касается поддержки Газпрома за счет внутренних потребителей или сдерживания инфляции и защиты слабых отраслей. Каждое из возможных решений станет индикатором того, как государство видит баланс между необходимостью повышения доходов бюджета и минимизацией последствий экономического кризиса.
«На данном этапе важно не только оценить текущие выхлопы изменений, но и выработать долгосрочную стратегию, которая учтёт интересы всех заинтересованных сторон — от крупных корпораций до малого бизнеса и конечных потребителей», — заключает Юлия Шайхразеева.