
От свободного прохода через Ормузский пролив зависит экспорт нефти, газового конденсата и нефтепродуктов из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, ОАЭ и Ирана, а также экспорт СПГ из Катара и ОАЭ. Юлия Шайхразеева, эксперт области, преподавателю РЭУ им. Плеханова, поделилась с RuNews24.ru анализом происходящего.
«По данным МЭА, через Ормузский пролив проходит порядка 20 млн барр/сутки нефти и нефтепродуктов, что составляет почти 30% мировой нефтяной торговли. На альтернативные направления может уйти лишь порядка 6 млн барр/сутки нефтяного экспорта Саудовской Аравии и ОАЭ», — рассказала Юлия Шайхразеева.
Ставки фрахта выросли на 20–30% за несколько дней, по отдельным направлениям — до 60%. По данным Bloomberg, ставки на эталонный маршрут TD3C для супертанкеров (VLCC), курсирующих между Ближним Востоком и Китаем, подскочили более чем на 20%. Financial Times приводит данные о росте дневной ставки на перевозку нефти супертанкеров третьего класса с $20 000 до почти $48 000 (плюс 140% за неделю), а для крупнотоннажных танкеров второго класса — с $21 000 до $52 000.
«Такой скачок объясняется не ростом спроса, а осознанным спадом предложения: многие судовладельцы приостановили рейсы и не продлевают договоры из‑за риска для судов и экипажа».
Это происходит по следующим причинам:
Во-первых, рост военных и навигационных рисков. За неделю участились инциденты: столкновения танкеров (например, Front Eagle с судном без транспондера), GPS‑спуфинг и электронные сбои.
Во-вторых, стремительный рост страховых премий. По данным Reuters, страхование рисков на маршрутах через Ормуз подорожало в несколько раз, а часть компаний вообще отказались от страхования таких маршрутов.
В-третьих, давление со стороны Ирана. В связи с общей напряженностью ситуации растет риск конфискации судов.
На фоне отказов от маршрутов через Персидский залив цены на нефть выросли. Brent преодолел уровень $77 за баррель, а поставки сжиженного природного газа, по данным S&P Global, снизились на 20% за неделю. Альтернативные маршруты перегружаются, судовладельцы вынуждены продлевать время доставки или отказываться от контрактов.
Рост цен на фрахт неминуемо отразится на стоимости нефтепродуктов и логистике. Для потребителей это означает рост цен на топливо, для нефтетрейдеров — увеличение затрат на транспортировку и снижение маржи. Мировые страховщики уже начали переоценивать региональные риски, включая Ближний Восток в «красные зоны». Дополнительные риски ложатся и на глобальные цепочки поставок — нефтехимия, энергетика, агросектор будут первыми, кто почувствует последствия на себе.
Обострение конфликта Израиля и Ирана уже оказывает прямое влияние на морские перевозки нефти: ставки выросли на десятки процентов, судовладельцы уходят с маршрутов через Ормуз, страховщики снижают активность, а альтернативные направления перегружены. Это усиливает турбулентность на рынке и может в перспективе спровоцировать логистический кризис в энергетическом секторе.