
Ресторанный бизнес в России — это динамично развивающаяся отрасль, которая играет важную роль в культурной и экономической жизни страны. Однако за яркими фасадами успешных заведений скрываются множество проблем, как очевидных, так и скрытых, которые могут существенно влиять на устойчивость и развитие бизнеса. В беседе с ИА RuNews24.ru маркетолог Юлия Братенькова объяснила, что первой проблемой ресторанного бизнеса являются высокая конкуренция, а также несоответствие рекламной картинки и реальности.
«Сегодня в России открывается много ресторанов, соответственно, столько же, и даже больше закрываются. Это происходит, во-первых, по причине отсутствия четкого позиционирования. Это главный ответ на вопрос: кто вы, чем вы занимаетесь, чем вы лучше конкурентов, и почему именно к вам нужно ходить. Часто, лица принимающие решения за продвижение, не прислушаются к потребностям аудитории и к быстро меняющемуся рынку», рассказала собеседница издания.
По словам Юлии Братеньковой, рынок меняется с бешеной скоростью. Именно по этой причине необходимо постоянно мониторить соцсети, каналы, анализируя потребительский спрос.
«Сейчас главная ошибка всех ресторанов – это то, что они не проводят постоянный анализ целевой аудитории. Необходимо постоянно взаимодействовать с покупателем, понимать, что им нравится, а что нет, в какую сторону меняется спрос. Бизнесмен строит позиционирование из концепции ресторана, но сейчас позиционирование это прежде всего отстройка от конкурентов и запоминающаяся концепция заведения», подчеркнула эксперт.
Что касается неочевидных свойств, то Юлия Братенькова акцентировала: мало кто задумывается над тем, какой у бизнеса комплекс маркетинга. Так, существует комплекс, который подходит ко разному бизнесу 4P.
«Первое — продукт (Product). В ресторане это кухня, обслуживание. Если будет хорошая кухня, концепция «вау» и качественный уровень обслуживания, то сарафанное радио начнет работать. Однако благодаря высокой конкуренции уже и этого недостаточно. Первое — это продукт, второе — это место расположения (Place) концепция ресторана. Третий компонент – это прайс (Price), цена тоже важна в зависимости от сегмента целевой аудитории. Четвертое это продвижение (Promotion) маркетинг и пиар ресторана, отметила маркетолог.
По оценке специалиста, для ресторана должен работать комплекс маркетинга оффлайн и онлайн. При этом онлайн инструменты должны переплетаться с оффлайн инструментами.
«Часто, что я вижу ожидания и реальность не совпадают. В социальных сетях, на сайте, в рекламе у блогера ресторан преподносится «приукрашенным». Однако часто человек приходит в ресторан, а обслуживание или качество продукта страдает», добавила Юлия Братенькова.
Маркетолог привела пример, когда рестораны использовали одни и те же инструменты, чтобы привлечь клиента. Например, многие косметические бренды запускали коллаборации с ресторанами. При покупке десерта, дарили миниатюру крема или парфюма. Спустя время это было практически у всех, часто такие акции не совпадали с позиционированием самого заведения.
«Я за то, чтобы бренд был аутентичным. Нужно сохранять свое позиционирование, нужно запоминаться своим характером. Не массово: увидели тренд и туда побежали. После анализа целевой аудитории, после четкого понимания гостя, нужно выстраивать продвижение, делать такие коллаборации, которые подойдут именно гостям ресторана. Нужно убрать мнение «мне нравится», и сместить фокус на гостя», резюмировала маркетолог Юлия Братенькова.