
В этой статье RuNews24.ru вместе с юристом Наталией Гребенщиковой, основательницей NG group разберет, что считается саморекламой, нужно ли маркировать каждый пост через операторов рекламных данных (ОРД) и как писать о своем бизнесе, чтобы избежать штрафов за отсутствие маркировки.
Закон не дает четкого определения саморекламы. Обычно под этим термином понимают контент, содержащий признаки рекламы и размещенный на собственных информационных ресурсах бизнеса, таких как социальные сети или сайты.
Рекламой могут признать любую информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц, которая:
— привлекает внимание к товару, работе или услуге (п. 1 ст. 3 закона «О рекламе»);
— формирует или поддерживает интерес к объекту рекламирования;
— продвигает бизнес или его товар, работу или услугу на рынке.
Общее правило такое: если информация побуждает к покупке и привлекает внимание к объекту продажи, она подпадает под определение рекламы и должна быть маркирована.
Если информация знакомит посетителей с ассортиментом, условиями приобретения товаров или услуг, ценами и скидками, правилами заказа и оплаты, ее не считают рекламой.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разъясняет, что рекламой считается информация, которая:
— побуждает к покупке конкретного товара или услуги;
— выделяет определенные товары или услуги среди других;
— содержит призывы к действию, такие как «Купите сейчас!« или »Ограниченное предложение!».
Традиционные площадки для саморекламы — это сайты, блоги и страницы в социальных сетях.
Если рекламодатель, распространитель рекламы и владелец площадки — одно и то же лицо, это считается саморекламой.
Если паблик бренда принадлежит другому лицу, например, компании-подрядчику, публикация в нем считается обычной рекламой и должна быть соответствующим образом маркирована.
Если я веду бизнес и рассказываю об этом на личной странице в социальных сетях — это реклама?
«Если вы просто рассказываете о своем бизнесе и чем занимаетесь, это не считается рекламой. Но если среди однотипных товаров, работ и услуг выделяются определенные позиции, это могут расценить как рекламу», — пояснила эксперт.
Рекламой не считают сообщения об ассортименте услуг и товаров, правилах пользования товарами, информацию о продавце, производителе товара или исполнителе услуги.
Также рекламой не признают отзывы о товаре в специальном разделе сайта и информацию, которая не содержит объект рекламирования — название компании, товара или другие сведения, выделяющие конкретный бизнес или товар среди множества похожих.
На практике граница между информированием и рекламой очень тонкая. ФАС определяет, что считается рекламой, а что нет, в каждом конкретном случае, учитывая содержание информации и обстоятельства ее размещения.
Нужно ли на всякий случай маркировать все посты о бизнесе как саморекламу?
«Это не очень хорошая идея по нескольким причинам», — считает Наталия Гребенщикова.
Во-первых, маркировка рекламы платная, и рекламный идентификатор (токен) для каждого поста значительно увеличит расходы бизнеса.
Во-вторых, недостаточно просто промаркировать пост — нужно ежемесячно отчитываться о количестве пользователей, которые его увидели, пока он доступен для просмотра.
В-третьих, если каждый пост будет содержать пометку о рекламе, алгоритмы социальных сетей могут понизить их в выдаче. В итоге бизнес будет тратить все больше денег на рекламу, а отдача от нее начнет уменьшаться.
Как писать о себе и своих товарах, чтобы это не признали саморекламой?
Основное правило: ФАС не считает сообщения рекламными, если они не выбиваются из общего контекста площадки. Например, если бьюти-блогер постоянно рассказывает о новых брендах косметики, но не призывает покупать их и не подчеркивает только положительные характеристики, это не посчитают рекламой. А если блогер раздает промокоды на покупку новой продукции — это уже реклама.
ФАС России осуществляет контроль в сфере рекламы в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Реклама — это информация, распространяемая любым способом и адресованная неопределенному кругу лиц для привлечения внимания к объекту рекламирования. Объект рекламирования может быть товаром, средством индивидуализации, изготовителем или продавцом товара, результатом интеллектуальной деятельности или мероприятием.
Информация о товарах на официальных сайтах, страницах в социальных сетях и в мобильных приложениях производителей или продавцов не является рекламой, если она предназначена для информирования посетителей об ассортименте, условиях приобретения, ценах и скидках. Такая информация носит справочный характер и на нее не распространяется Федеральный закон «О рекламе».
Однако, если информация на сайте или в приложении направлена на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, через стационарный баннер), она может быть признана рекламой.
Таким образом, важно следить за тем, чтобы ваши посты в социальных сетях не содержали явных призывов к покупке и не выделяли конкретные товары или услуги среди других. Это поможет избежать штрафов за саморекламу и позволит эффективно информировать аудиторию о вашем бизнесе.