
Аналогичную информацию предоставил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, указав, что за первые два дня более 200 школьников были удалены за различные нарушения, из них 70 — за использование телефонов. Специально для RuNews24.ru эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, Яков Якубович поделился комментариями случившегося.
«ЕГЭ – это психологически тяжелое испытание для подростков. Выпускники испытывают страх не справиться, что ставит под вопрос их будущие планы по получению высшего образования», — считает эксперт.
По мнению эксперта, удаление с экзамена — это не просто дисциплинарное наказание, а испытание для подростков и их семей:
«Когда выпускника удаляют с экзамена, это не просто наказание. Зачастую, это крах надежд, ощущение, что все усилия были напрасны, в особенности, если на подготовку ушло много времени и средств родителей. В такой ситуации подросток чувствует несправедливость, что может привести к апатии, депрессии или агрессии».
Эксперт подчеркивает важность соблюдения правил, однако предлагает искать баланс между дисциплинарными мерами и поддержкой участников:
«Вместе с тем правила для всех едины. Запрет на телефоны и «шпоры» известен заранее, и формально организаторы действуют по закону. Однако система образования должна не только пресекать нарушения и карать за них, но и помогать».
Яков Якубович предлагает более гуманные подходы к наказанию, такие как возможность пересдачи.
«Если выпускник впервые нарушил правила, разумнее было бы аннулировать его результат в этот день, но дать шанс пересдать в резервный срок – с усиленным контролем».
Эксперт также предлагает пересмотреть текущую систему мер ответственности, добавив возможность «второго шанса».
Лишение права сдать экзамен в текущем году – слишком суровая мера. Вместо этого система должна предусматривать альтернативы, такие как дополнительное контрольное тестирование или допуск к экзаменам в колледжах.
Он также акцентирует внимание на необходимости соблюдения правил при обеспечении права на образование.
«Соблюдение правил важно, но образование — это про развитие, а не про наказание. В будущем стоит подумать над пересмотром мер ответственности, добавив «второй шанс» для тех, кто готов признать и исправить ошибку».
Стремление к проверке знаний не должно превращаться в игру на вылет, уверен Яков Якубович, предлагая пересмотреть базовые подходы к образовательной политике.