
Как объяснил RuNews24.ru Яков Якубович, эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, удорожание на 40% за год — это яркое проявление инфляционного давления, затрагивающего сектор общественного питания в России.
По словам эксперта, основными драйверами роста цен на шаурму стало удорожание ингредиентов, таких как овощи, соусы и хлеб. Эти категории продуктов продолжают дорожать на фоне общей инфляции и сбоев в логистических цепочках. Однако курица, несмотря на общий инфляционный фон, остается относительно доступной благодаря высокой самообеспеченности России этим продуктом.
Рост арендных ставок и логистических расходов также значимо влияет на конечную стоимость шаурмы. Аренда помещений и доставка сырья становятся все более затратными для бизнеса, что неизбежно отражается в повышении цен на конечный продукт.
«На рынке общественного питания трудовой дефицит — проблема номер один, о которой не говорит только ленивый», — подчеркивает Якубович.
Увеличение фонда оплаты труда из-за дефицита рабочей силы добавляет дополнительный инфляционный эффект на этот сегмент рынка.
Интересны данные о том, что несмотря на рост цен, спрос на шаурму не только не падает, но и продолжает расти. Яков Якубович объясняет это двумя основными трендами:
1. Устойчивость демократичного сегмента общепита: шаурма остается одним из самых доступных форматов еды даже с учетом инфляции. Это делает её конкурентоспособной на фоне более высоких цен в ресторанах.
2. Изменение потребительских привычек: россияне все чаще предпочитают экономить на полноценном посещении кафе, выбирая уличную еду. Это поддерживает спрос на фастфуд в целом и на шаурму в частности.
Рост числа точек продаж на 38% также говорит о высокой маржинальности бизнеса. По мнению эксперта, часть игроков компенсирует рост себестоимости за счет увеличения объёмов продаж и оптимизации процессов.
На среднесрочную перспективу Яков Якубович предсказывает замедление темпов роста цен, хотя риски остаются.
«Дальнейший рост затрат на трудовые ресурсы и возможный дефицит отдельных ингредиентов из-за санкционного давления могут спровоцировать новую волну подорожания», — отмечает он.
Таким образом, потребителям стоит привыкать к новым реалиям: эпоха «шаурмы за 150 рублей» ушла в прошлое. Однако, как всегда, остаются варианты для экономии, такие как домашняя еда в пластиковых контейнерах, которая всегда доступна потребителям.